Еще со времен Римской империи и древней Греции, красивое тело с развитой мускулатурой пользовалось особым вниманием среди скульпторов и живописцев. Культ физического совершенства и красивого тела уже тогда поддерживался известными упражнениями с отягощениями для укрепления физической силы и мускулатуры.
С тех пор сохранилось немало свидетельств, и не только мифов и легенд, указывающих на культ здорового тела, подтверждаемый многочисленными археологическими находками и историческими фактами. На предметах искусства, таких как статуи, вазы, росписи храмовых сооружений, видны изображения, где люди упражняются со снарядами, ставших в наше время гантелями и штангами. Они назывались «альтеры» и стали прообразами современных отягощающих снарядов. Эти снаряды использовались не только для наращивания мускулатурной массы, но и в целях оздоровления и исправления дефектов развития позвоночника, формирования красивой осанки и улучшения общего состояния здоровья.
Многие апологеты атлетизма считают, что еще в те давние времена были положены основы современных тренировок с отягчающими снарядами. Например, существуют книги, в которых даны образцы тренировочных упражнений, выполняемых Милоном Кротонским (VI век до н. э.), борцом завоевателем первых мест на олимпийских играх. Существует легенда, что в качестве тренировки этот борец взваливал на себя молодого быка и проносил его по арене стадиона, при этом расстояние порой составляло более 180 метров, и делал он это ежедневно. При этом ежедневно увеличивалась и нагрузка с ростом бычка, тем самым повышая силу и выносливость Милона. Когда этот бык повзрослел, Милон Кротонский завоевла титул самого сильного в Греции.
Эта история скорее миф, чем действительность, поскольку герои, победители олимпийских игра, становились предметом героизации, их возводили в ранг мифических героев и завоевателей по преданиям. Для возвеличивания сочинялись легенды и мифы, где действительность преображалась в сказочные вымыслы. Милон Кротовский был одним из первых героев того времени, почти на уровне Геракла. Ему принадлежат шесть олимпийских побед. Еще будучи юношей, он стал победителем Игр в 540 году до н. э. Ему принадлежит несметно число побед, включая девять – на истмийских играх и семь в Дельфах на пифийских играх. Историк Павсаний (III веке до н. э.) утверждал, что Милон сам умудрился принести собственную статую в Алтий. А историк Филарх, живший в это же время, описал случай, когда Милон взвалил на себя взрослого четырехлетнего быка, пронес его через весь стадион, сам заколол его перед алтарем, приготовил на огне и съел его за один раз.
Ясно, что подобные предания, созданные чьей-то фантазией, стали основой для создания мифа о том, что Милон якобыстал изобретателем принципа увеличивающейся сверхнагрузки. И так уж сложилось, что именно Милон, по мнению большинства историков атлетизма, стал основателем современных систем тренинга с отягощающими снарядами.
Соревнования по тяжелой атлетике в Древней Греции, к сожалению, не входили в список официальных состязаний. Но, тем не менее, они проводились регулярно с использованием отягощений в виде неотесанных грубых камней, которые состязающиеся силачи перебрасывали назад через голову одной или двумя руками. Один такой камень можно видеть в Музее Олимпийских игр. Его вес составляет более 143 кг и имеет надпись, которая гласит, что некий атлет IV века до н. э. Бибок сумел перебросить его за голову одной рукой. В это трудно поверить, но, темнее менее. Такой камень с такой надписью существует реально. На древних вазах можно рассмотреть рисунки, изображающие атлетов, бросающих камни и похожих на современных штангистов тем, что они тоже перепоясаны широкими ремнями. В Греции в качестве неофициальной дисциплины существовали соревнования по толканию ядра. Назначение бросания обтесанного тяжелого камня служило тренировкой для укрепления мышечной системы (см. «Рекорды и мифы древних олимпиад» Войтеха Замаровского).
Особое внимание заслуживает тракт под названием «Сохранение здоровья», одно из древнейших инструкций по целостной системе развития силовой мускулатуры. Написана она примерно во 2 веке н.э. римским врачом Галеном. Он предлагал определенную систему занятий с отягощениями для развития мышечной силы. Пособие предназначалось не только для воинов и гладиаторов, но также и для рядовых граждан. Гиппократ и его последователи также упоминали упражнения, включающие альтеры.
Перейдем к средним векам. Это время знаменательно исключительным влиянием христианских идей, связанных в аскетизмом, отрицающим земные радости. Любопытно, что христианская церковь сейчас резко поменяла свои взгляды на спорт и физическую культуру – от проповедования идей уничижения тела до головокружительного возведения его в «храм Божий», когда началось интенсивное строительство спортивных сооружений и оформления мест богослужения в спортивном стиле. Первые теоретики идей христианства Тертуллиан, Киприан Карфагенский и Иоанн Златоуст были против спортивных состязаний, относя их к языческим страстям плотских зрелищ. По мнению Тертуллиана, тот, кто благоговел к религии, должен отрицать бег, метания диска, резких движений (эпитетом к подобным действиям служило слово «бешеный»). Он называл это сумасбродством. Он писал: «Уважая стыдливость, ты не будешь выставлять напоказ телесных сил, служащих единственно тщеславию тех, кто их употребляет, и к унижению тех, против кого они направлены». Это была квинтэссенция позиции христианской церкви того времени к спортивным занятиям и зрелищам, в результате чего в 344 году были запрещены Олимпийские игры.
Следующий этап развития человечества, феодализм, ознаменовался своеобразным отношением к физической культуре. Несмотря на теорию грехопадения и греховности человечного тела, все же появляются ростки поощрения физических упражнений в виде рыцарских боев, где демонстрировалась ударная сила, необходимая для крестовых походов. Есть немного данных и том, что рыцарей готовили с использованием упражнений с отягощениями.
И только в конце XIX века интерес к атлетическим занятиям проявился достаточно ярко. Это возрождение тесно связано с именем Eugene Sendow (Евгения Сандова), который родился в апреле 1867 года в Кенисберге. Он стал суперзвездой физического совершенства на переломе столетий. У Сандова были такие эпитеты, как «чародей позы», «сильнейший человек». Он выступал в цирке, был борцом и демонстрировал такие удивительные силовые трюки, что получил покровительство от нескольких знатных особо в Европе. От короля Англии Георга V Сандов получил звание профессора по физическому развитию.
Его лозунгом на заре прошлого столетия было «Жизнь – это движение», который лег в основу его одноименной книги. По его теории врожденный человеческий инстинкт здоровья подталкивает человека к движению, а искусственный отказ от движения, сознательное нарушение законов природы приводит к тому, что органы и системы человека выходят из строя один за другим, а потом отмирают в результате болезней, травм и старения.
Затем последовала его другая книга в 1903 году, выпушенная в Лондоне большим тиражом, под названием «Бодибилдинг» (в переводе с английского – построение тела), в ней были изложены основополагающие принцип культуризма.
В систему Сандова входили упражнения с гантелями в виде методических указаний, при этом особенно подчеркивался принцип постепенного нарастания нагрузок. Учения Сандова сыграли огромную роль в развитии методов культуризма и современных понятий методики силовых упражнений.
Потом появилась система французского атлета де Бонне, достаточно известного в среде специалистов. Она включала 17 упражнений, после которых рекомендовалось делать расслабляющие упражнения без отягощений, а также упражнения на растяжку, что явилось несомненным достоинством этой системы.
«Поразительный Сэндо», как его называл Флоренц Зигфельд, пригласивший его в Америку как самого сильного человека в мире, продемонстрировал в 1893 году в Чикаго свои поразительные способности. Поднимая на собственных руках людей, телеги и животных. Однако, его популярность была основана не только на суперсиле, которую Сандов так легко демонстрировал, но и на совершенстве его фигуры. Тогда всем были известны его антропометрические измерения: при росте в 174 см, его вес составлял 90 кг, окружность шеи 44 см, груди 122 см, талии 80 см, бедро в окружности 66 см, голень – 44 см, окружность бедер 107 см, руки (при напряженном бицепсе) – 44 см.
Огромный успех выступлений атлета Сандрова повлек за собой невиданный всплеск интереса к различным гимнастическим снарядам, позволяющим использовать их в домашних условиях.
На волне коммерческого интереса, появлялись и мыльные пузыри в виде «профессоров» от атлетики. Например, один такой «профессор» физической культуры предлагал аппарат, по сути дела представлявший собой по словам современников кучу металлолома. Это было что-то вроде циферблата со стрелкой, движущейся вместе с прилагаемым усилием. Нужно было передвинуть деревянную планку с помощью прикладывания усилия для того, чтобы сдвинуть несколько пружин. Очевидцы, испытавшие его на себе, объясняли такую тренировку как попытку поднять себя за шнурки собственных ботинок.
Еще одним забавным снарядом было изобретение другого «профессора» в виде приспособления, состоящего из доски с пятью пружинами на болтах. Требовалось становиться на доску и давить на разные пружины в целях развития каких-либо определенных мышц. Сопровождающая таблица наглядно изображала «систему тренировок». Мнения, печатавшиеся в тогдашней прессе, были крайне отрицательными, многие считали, что единственной пользой от этого снаряда было руководство, которым было удобно заклеивать дыры в обоях.
Они крепились к специальному крюку, вбитому в стену. Нужно было натягивать пружины, принимая при этом различные позы. Занятия продолжались до тех пор, пока крюк не вылетал из стены и не ударял занимающегося по голове.
Изощренная инженерная мысль не дремала, и вот возникла система Брейтбарта, в которой использовалась подкова и рычаг для развития силы в виде железного прута, на конце которого было закреплено несколько болванок из металла. Интерес к подобным сооружением подогревался популярностью неутомимого Сандова, который популяризировал здоровый образ жизни новыми видами спортинвентаря и путем издания книг, журналов.
Именно Сандов был первым в области культуризма, пропагандирующего развитие фигуры разных спортсменов. В награду победителям вручалась золотая статуэтка «Юджин Сэндоу». Неожиданная смерть застала Сандова в хорошей форме – он погиб в 1925 году в автомобильной катастрофе. Но дело его продолжилось, и соревнования в красоте атлетического тела не прекратились, а стали традиционными.
Свято место пусто не бывает, и славу Сандова унаследовал Бернар Макфадден, который основал первый американский журнал, пропагандирующего культуризм «Физическая культура». По его инициативе в Америке проводился спортивный конкурс среди мужчин, где победителем стал Эл Трелор. Ему вручили приз в крупную сумму денег и титул самого прекрасно сложенного мужчины в Америке.
Первый конкурс атлетов состоялся в Европе в Лондоне, славящемся своими спортивными джентльменами, в 1922 году. Титул лучшего культуриста был закован в 1922 году Анджело Сицилиано,
Популярность этого вида спорта как-то незаметно пошла на убыль и стала больше развлечением, пока вторая мировая война не встряхнула американцев, и они поняли, что как и сам культуризм, так и другие виды спорта очень важны и просто необходимы.
Первые соревнования на звание «Мистера Америки» были проведены в 1939 году. Те участники еще мало напоминали современных культуристов, хотя со временем они стали больше уделять внимание пропорциональности атлетического тела. Тренировки с отягощающими снарядами очень сильно меняли формы фигуры, и все больше учитывались пропорции тела.
В Америке в 1940 году было проведено несколько соревнований, которые во многом уже напоминали современные. Их организовал Любительский атлетический союз США. Джон Гример стал победителем с титулом «Мистер Америка» . Это был атлет, который особое внимание уделял тренировкам с отягощениями. Его систему тренировок переняли и другие участники соревнований, вследствие чего тренировка с тяжестями стала основным приемом для развития атлетической фигуры.
И все же в тех сороковых культуризм как вид спорта еще не был так хорошо известен. Но вот появился чемпион, на которого обратила внимание вся широкая публика. Им стал Ств Ривс. О завовал титулы «Мистер Америка» и « Мистер Вселенная». Его популярность стала общеизвестной после участия в фильмах «Багдадский вор» «Геркулес» и некоторых других. Его образ стал сильным импульсом к развитию одного из самых доходных видов спорта и развитию культуризма во всем мире. Простота и доступность этого вида спорта завоевала культуризму широкую популярность среди населения, которая усиливалась с каждым годом, благодаря образам чемпионов.
В 1945 году в штате Нью-Йорк, в городе Рочестере, был открыт гимнастический зал одним из зачинателей современного культуризма Виком Тэнни. Можно также вспомнить имена первых культуристов Боба Гоффмана, а также Джо Голда, владельца гимнастического зала Голда, Бена и Джо из Канады, которые основали Международную федерацию культуризма. Эти спортсмены-бизнесмены открыли свои предприятия по производству спортивного инвентаря и снарядов для проведения тренировок. Впоследствии у них появились исследовательские центры и школы, в которых обучали культуризму. Ими издано немало специальной литературы, журналов, исследований, открыто много школ культуризма, пропагандирующих этот вид спорта во всем мире.
В 40-50-х годах стали определяться разные течения культуризма, основанные на разных тренировка и соответствующих формах тела и силы. В дополнение к тяжелой атлетике, которая стала отдельным видом спорта, где требовалось поднятие максимального веса в трех движениях (рывок, толчок и жим), требующих специальной техники выполнения, отделись две разные спортивные дисциплины с разными системами тренировок – это бодибилдинг, собственно культуризм, и пауэрлифтинг или силовое троеборье.
Пауэрлифтинга («power»- «мощь» и «lifting» – «подъем») говорит о поднятии тяжестей – это три упражнения: жим штанги лежа, приседание, подъем со штангой на плечах и тяга с весом. Направление бодибилдинг («body» – «тело» и «building» – «строительство») предназначено для создания красивого, гармоничного и сильного тела.
История создания Международной федерации культуризма довольно сложная. В Международной федерации тяжелой атлетики (ИФБ) 1946 года, которая была создана в 1920 году, начался процесс разделения на Международную федерацию культуризма и Международную федерацию тяжелой атлетики. Но в 1949 году федерация культуризма снова вошла в состав Международной федерацией тяжелой атлетики, и только с 1968 года федерация культуризма стала полностью самостоятельной и получила название Международной федерацией бодибилдинга (ИФББ), штаб-квартира которой стала находиться в Монреале. Во главе федерации (ИФББ ) в 1946 году стал Бен Вейдер. Сегодня в организацию ИФББ входит 170 стран мира.
Помимо Международной федерации бодибилдинга (ИФББ), есть еще рациональные и всемирные ассоциации по бодибилдингу. У них есть свои мероприятия в виде чемпионатов, соревнования на звание «Мисс и Мистер Олимпия». Эти ассоциации позволяют участие в личном зачете, и на них нет допинг контроля в отличие от международных правил.
В 1966 году было устроено соревнование по инициативе Джо Вейдера, на котором встретились самые лучшие спортсмены. Первым счастливчиком из них оказался Лари Скотт, после чего начался новый отсчет в истории бодибилдинга, потому что эти соревнования стали самыми престижными и популярнейшими в мире.
В 60-х годах культуризм получил новую звезду бодибилдинга – Арнольда Шварценеггера, сделавшим великолепную карьеру как в спорте, в кинематографе, так и в политической жизни Америки. Он стал знаменитым благодаря многочисленным победамам в соревнованиях и своим ролям в фильмах-боевиках. При президенте Джордже Буше он занимал пост председателя совета при президенте по вопросам физической культуры и спорта. В настоящее время Арнольд Шварценеггер – сенатор штата Калифорния.
Еще в 50-х Джо Вейдер опубликовал статью, в которой были некоторые предсказания. Он писал, что темпы современной жизни станут причиной роста физических и душевных заболеваний, и человечество будет вынуждено признать важность систематических физических упражнений, которые дадут силы в борьбе с индустриальным миром. Одним из основополагающих принципов культуризма является искусство восстановления, значение которого будет неуклонно возрастать на фоне роста каждодневных нагрузок. Мир поймет, насколько необходимо развитие мышц, чтобы в нем устоять, и культуризм будет распространяться, как он писал, «со скоростью урагана». Принципы культуризма станут принципами правильного образа жизни: регулярность тренировок, правильное питание и восстановление сил. Джо Вейн предсказывал в этой статье монополистическую роль культуризма в мире спорта, когда культуризм станет необходимой предпосылкой для участия в любом спортивном состязании. Только те, кто будет заниматься культуризмом, будут в состоянии вести полноценную и счастливую жизнь. Заключил автор свою статью убежденными строками о том, что человеческая цивилизация получит определяющую силу в своем развитии в виде культуризма, и это станет средством ее спасения.
В то время подобные высказывания казались всего лишь напыщенным преувеличением даже для самих культуристов, однако сегодня все эти предсказания обрели актуальность.
Согласно исследованиям было установлено, что культуризм является превосходным профилактическим средством против следующих болезней: дефицита кровотока; остеопороза (повышают прочность костей), артритов (улучшают подвижность суставов); психических заболеваний за счет снятия стрессового напряжения; заболеваний сердечнососудистой системы; диабета и импотенции. Спортивные занятия могут предотвратить потерю мышечной массы за счет стимуляции мышц; они способствуют сохранению иммунной системы благодаря устойчивости к стрессам; помогают избавиться от неблагоприятных последствий родов, снижают жировую массу и, тем самым, снижают риск раковых заболеваний.
В наши дни культуризм занимает почетное место среди всех видов спорта. На индустрию культуризма работают исследовательские коллективы и целые отрасли промышленности. Этот вид спорта пропагандируется многочисленными изданиями и публикациями научных изысканий. Во всем мире работает огромное множество специальных спортивных учреждений. Разнообразные красочные шоу с участием культуристов пользуются неизменной популярностью среди широких масс населений.
Уникальность культуризма состоит в том, что он позволяет гармонично и комплексно развивать все тело, а не отдельные группы мышц как в других видах спорта. Из арсенала бодибилдинга спортсмены по другим видам спорта берут множество упражнений для развития тех или иных мышц тела. Еще одним преимуществом этого вида спорта является то, что им могут заниматься люди любого возраста и пола. Этот вид спорта в состоянии решить множество проблем физического, психического и душевного характера. Упражнения культуризма направлены не только на улучшение фигуры, они делают нас физически сильнее и выносливее, уравновешивают состояние духа, придают уверенность и спокойствие, меняют характер и даже взгляды на жизнь.
С тех пор сохранилось немало свидетельств, и не только мифов и легенд, указывающих на культ здорового тела, подтверждаемый многочисленными археологическими находками и историческими фактами. На предметах искусства, таких как статуи, вазы, росписи храмовых сооружений, видны изображения, где люди упражняются со снарядами, ставших в наше время гантелями и штангами. Они назывались «альтеры» и стали прообразами современных отягощающих снарядов. Эти снаряды использовались не только для наращивания мускулатурной массы, но и в целях оздоровления и исправления дефектов развития позвоночника, формирования красивой осанки и улучшения общего состояния здоровья.
Многие апологеты атлетизма считают, что еще в те давние времена были положены основы современных тренировок с отягчающими снарядами. Например, существуют книги, в которых даны образцы тренировочных упражнений, выполняемых Милоном Кротонским (VI век до н. э.), борцом завоевателем первых мест на олимпийских играх. Существует легенда, что в качестве тренировки этот борец взваливал на себя молодого быка и проносил его по арене стадиона, при этом расстояние порой составляло более 180 метров, и делал он это ежедневно. При этом ежедневно увеличивалась и нагрузка с ростом бычка, тем самым повышая силу и выносливость Милона. Когда этот бык повзрослел, Милон Кротонский завоевла титул самого сильного в Греции.
Эта история скорее миф, чем действительность, поскольку герои, победители олимпийских игра, становились предметом героизации, их возводили в ранг мифических героев и завоевателей по преданиям. Для возвеличивания сочинялись легенды и мифы, где действительность преображалась в сказочные вымыслы. Милон Кротовский был одним из первых героев того времени, почти на уровне Геракла. Ему принадлежат шесть олимпийских побед. Еще будучи юношей, он стал победителем Игр в 540 году до н. э. Ему принадлежит несметно число побед, включая девять – на истмийских играх и семь в Дельфах на пифийских играх. Историк Павсаний (III веке до н. э.) утверждал, что Милон сам умудрился принести собственную статую в Алтий. А историк Филарх, живший в это же время, описал случай, когда Милон взвалил на себя взрослого четырехлетнего быка, пронес его через весь стадион, сам заколол его перед алтарем, приготовил на огне и съел его за один раз.
Ясно, что подобные предания, созданные чьей-то фантазией, стали основой для создания мифа о том, что Милон якобыстал изобретателем принципа увеличивающейся сверхнагрузки. И так уж сложилось, что именно Милон, по мнению большинства историков атлетизма, стал основателем современных систем тренинга с отягощающими снарядами.
Соревнования по тяжелой атлетике в Древней Греции, к сожалению, не входили в список официальных состязаний. Но, тем не менее, они проводились регулярно с использованием отягощений в виде неотесанных грубых камней, которые состязающиеся силачи перебрасывали назад через голову одной или двумя руками. Один такой камень можно видеть в Музее Олимпийских игр. Его вес составляет более 143 кг и имеет надпись, которая гласит, что некий атлет IV века до н. э. Бибок сумел перебросить его за голову одной рукой. В это трудно поверить, но, темнее менее. Такой камень с такой надписью существует реально. На древних вазах можно рассмотреть рисунки, изображающие атлетов, бросающих камни и похожих на современных штангистов тем, что они тоже перепоясаны широкими ремнями. В Греции в качестве неофициальной дисциплины существовали соревнования по толканию ядра. Назначение бросания обтесанного тяжелого камня служило тренировкой для укрепления мышечной системы (см. «Рекорды и мифы древних олимпиад» Войтеха Замаровского).
Особое внимание заслуживает тракт под названием «Сохранение здоровья», одно из древнейших инструкций по целостной системе развития силовой мускулатуры. Написана она примерно во 2 веке н.э. римским врачом Галеном. Он предлагал определенную систему занятий с отягощениями для развития мышечной силы. Пособие предназначалось не только для воинов и гладиаторов, но также и для рядовых граждан. Гиппократ и его последователи также упоминали упражнения, включающие альтеры.
Перейдем к средним векам. Это время знаменательно исключительным влиянием христианских идей, связанных в аскетизмом, отрицающим земные радости. Любопытно, что христианская церковь сейчас резко поменяла свои взгляды на спорт и физическую культуру – от проповедования идей уничижения тела до головокружительного возведения его в «храм Божий», когда началось интенсивное строительство спортивных сооружений и оформления мест богослужения в спортивном стиле. Первые теоретики идей христианства Тертуллиан, Киприан Карфагенский и Иоанн Златоуст были против спортивных состязаний, относя их к языческим страстям плотских зрелищ. По мнению Тертуллиана, тот, кто благоговел к религии, должен отрицать бег, метания диска, резких движений (эпитетом к подобным действиям служило слово «бешеный»). Он называл это сумасбродством. Он писал: «Уважая стыдливость, ты не будешь выставлять напоказ телесных сил, служащих единственно тщеславию тех, кто их употребляет, и к унижению тех, против кого они направлены». Это была квинтэссенция позиции христианской церкви того времени к спортивным занятиям и зрелищам, в результате чего в 344 году были запрещены Олимпийские игры.
Следующий этап развития человечества, феодализм, ознаменовался своеобразным отношением к физической культуре. Несмотря на теорию грехопадения и греховности человечного тела, все же появляются ростки поощрения физических упражнений в виде рыцарских боев, где демонстрировалась ударная сила, необходимая для крестовых походов. Есть немного данных и том, что рыцарей готовили с использованием упражнений с отягощениями.
И только в конце XIX века интерес к атлетическим занятиям проявился достаточно ярко. Это возрождение тесно связано с именем Eugene Sendow (Евгения Сандова), который родился в апреле 1867 года в Кенисберге. Он стал суперзвездой физического совершенства на переломе столетий. У Сандова были такие эпитеты, как «чародей позы», «сильнейший человек». Он выступал в цирке, был борцом и демонстрировал такие удивительные силовые трюки, что получил покровительство от нескольких знатных особо в Европе. От короля Англии Георга V Сандов получил звание профессора по физическому развитию.
Его лозунгом на заре прошлого столетия было «Жизнь – это движение», который лег в основу его одноименной книги. По его теории врожденный человеческий инстинкт здоровья подталкивает человека к движению, а искусственный отказ от движения, сознательное нарушение законов природы приводит к тому, что органы и системы человека выходят из строя один за другим, а потом отмирают в результате болезней, травм и старения.
Затем последовала его другая книга в 1903 году, выпушенная в Лондоне большим тиражом, под названием «Бодибилдинг» (в переводе с английского – построение тела), в ней были изложены основополагающие принцип культуризма.
В систему Сандова входили упражнения с гантелями в виде методических указаний, при этом особенно подчеркивался принцип постепенного нарастания нагрузок. Учения Сандова сыграли огромную роль в развитии методов культуризма и современных понятий методики силовых упражнений.
Потом появилась система французского атлета де Бонне, достаточно известного в среде специалистов. Она включала 17 упражнений, после которых рекомендовалось делать расслабляющие упражнения без отягощений, а также упражнения на растяжку, что явилось несомненным достоинством этой системы.
«Поразительный Сэндо», как его называл Флоренц Зигфельд, пригласивший его в Америку как самого сильного человека в мире, продемонстрировал в 1893 году в Чикаго свои поразительные способности. Поднимая на собственных руках людей, телеги и животных. Однако, его популярность была основана не только на суперсиле, которую Сандов так легко демонстрировал, но и на совершенстве его фигуры. Тогда всем были известны его антропометрические измерения: при росте в 174 см, его вес составлял 90 кг, окружность шеи 44 см, груди 122 см, талии 80 см, бедро в окружности 66 см, голень – 44 см, окружность бедер 107 см, руки (при напряженном бицепсе) – 44 см.
Огромный успех выступлений атлета Сандрова повлек за собой невиданный всплеск интереса к различным гимнастическим снарядам, позволяющим использовать их в домашних условиях.
На волне коммерческого интереса, появлялись и мыльные пузыри в виде «профессоров» от атлетики. Например, один такой «профессор» физической культуры предлагал аппарат, по сути дела представлявший собой по словам современников кучу металлолома. Это было что-то вроде циферблата со стрелкой, движущейся вместе с прилагаемым усилием. Нужно было передвинуть деревянную планку с помощью прикладывания усилия для того, чтобы сдвинуть несколько пружин. Очевидцы, испытавшие его на себе, объясняли такую тренировку как попытку поднять себя за шнурки собственных ботинок.
Еще одним забавным снарядом было изобретение другого «профессора» в виде приспособления, состоящего из доски с пятью пружинами на болтах. Требовалось становиться на доску и давить на разные пружины в целях развития каких-либо определенных мышц. Сопровождающая таблица наглядно изображала «систему тренировок». Мнения, печатавшиеся в тогдашней прессе, были крайне отрицательными, многие считали, что единственной пользой от этого снаряда было руководство, которым было удобно заклеивать дыры в обоях.
Они крепились к специальному крюку, вбитому в стену. Нужно было натягивать пружины, принимая при этом различные позы. Занятия продолжались до тех пор, пока крюк не вылетал из стены и не ударял занимающегося по голове.
Изощренная инженерная мысль не дремала, и вот возникла система Брейтбарта, в которой использовалась подкова и рычаг для развития силы в виде железного прута, на конце которого было закреплено несколько болванок из металла. Интерес к подобным сооружением подогревался популярностью неутомимого Сандова, который популяризировал здоровый образ жизни новыми видами спортинвентаря и путем издания книг, журналов.
Именно Сандов был первым в области культуризма, пропагандирующего развитие фигуры разных спортсменов. В награду победителям вручалась золотая статуэтка «Юджин Сэндоу». Неожиданная смерть застала Сандова в хорошей форме – он погиб в 1925 году в автомобильной катастрофе. Но дело его продолжилось, и соревнования в красоте атлетического тела не прекратились, а стали традиционными.
Свято место пусто не бывает, и славу Сандова унаследовал Бернар Макфадден, который основал первый американский журнал, пропагандирующего культуризм «Физическая культура». По его инициативе в Америке проводился спортивный конкурс среди мужчин, где победителем стал Эл Трелор. Ему вручили приз в крупную сумму денег и титул самого прекрасно сложенного мужчины в Америке.
Первый конкурс атлетов состоялся в Европе в Лондоне, славящемся своими спортивными джентльменами, в 1922 году. Титул лучшего культуриста был закован в 1922 году Анджело Сицилиано,
Популярность этого вида спорта как-то незаметно пошла на убыль и стала больше развлечением, пока вторая мировая война не встряхнула американцев, и они поняли, что как и сам культуризм, так и другие виды спорта очень важны и просто необходимы.
Первые соревнования на звание «Мистера Америки» были проведены в 1939 году. Те участники еще мало напоминали современных культуристов, хотя со временем они стали больше уделять внимание пропорциональности атлетического тела. Тренировки с отягощающими снарядами очень сильно меняли формы фигуры, и все больше учитывались пропорции тела.
В Америке в 1940 году было проведено несколько соревнований, которые во многом уже напоминали современные. Их организовал Любительский атлетический союз США. Джон Гример стал победителем с титулом «Мистер Америка» . Это был атлет, который особое внимание уделял тренировкам с отягощениями. Его систему тренировок переняли и другие участники соревнований, вследствие чего тренировка с тяжестями стала основным приемом для развития атлетической фигуры.
И все же в тех сороковых культуризм как вид спорта еще не был так хорошо известен. Но вот появился чемпион, на которого обратила внимание вся широкая публика. Им стал Ств Ривс. О завовал титулы «Мистер Америка» и « Мистер Вселенная». Его популярность стала общеизвестной после участия в фильмах «Багдадский вор» «Геркулес» и некоторых других. Его образ стал сильным импульсом к развитию одного из самых доходных видов спорта и развитию культуризма во всем мире. Простота и доступность этого вида спорта завоевала культуризму широкую популярность среди населения, которая усиливалась с каждым годом, благодаря образам чемпионов.
В 1945 году в штате Нью-Йорк, в городе Рочестере, был открыт гимнастический зал одним из зачинателей современного культуризма Виком Тэнни. Можно также вспомнить имена первых культуристов Боба Гоффмана, а также Джо Голда, владельца гимнастического зала Голда, Бена и Джо из Канады, которые основали Международную федерацию культуризма. Эти спортсмены-бизнесмены открыли свои предприятия по производству спортивного инвентаря и снарядов для проведения тренировок. Впоследствии у них появились исследовательские центры и школы, в которых обучали культуризму. Ими издано немало специальной литературы, журналов, исследований, открыто много школ культуризма, пропагандирующих этот вид спорта во всем мире.
В 40-50-х годах стали определяться разные течения культуризма, основанные на разных тренировка и соответствующих формах тела и силы. В дополнение к тяжелой атлетике, которая стала отдельным видом спорта, где требовалось поднятие максимального веса в трех движениях (рывок, толчок и жим), требующих специальной техники выполнения, отделись две разные спортивные дисциплины с разными системами тренировок – это бодибилдинг, собственно культуризм, и пауэрлифтинг или силовое троеборье.
Пауэрлифтинга («power»- «мощь» и «lifting» – «подъем») говорит о поднятии тяжестей – это три упражнения: жим штанги лежа, приседание, подъем со штангой на плечах и тяга с весом. Направление бодибилдинг («body» – «тело» и «building» – «строительство») предназначено для создания красивого, гармоничного и сильного тела.
История создания Международной федерации культуризма довольно сложная. В Международной федерации тяжелой атлетики (ИФБ) 1946 года, которая была создана в 1920 году, начался процесс разделения на Международную федерацию культуризма и Международную федерацию тяжелой атлетики. Но в 1949 году федерация культуризма снова вошла в состав Международной федерацией тяжелой атлетики, и только с 1968 года федерация культуризма стала полностью самостоятельной и получила название Международной федерацией бодибилдинга (ИФББ), штаб-квартира которой стала находиться в Монреале. Во главе федерации (ИФББ ) в 1946 году стал Бен Вейдер. Сегодня в организацию ИФББ входит 170 стран мира.
Помимо Международной федерации бодибилдинга (ИФББ), есть еще рациональные и всемирные ассоциации по бодибилдингу. У них есть свои мероприятия в виде чемпионатов, соревнования на звание «Мисс и Мистер Олимпия». Эти ассоциации позволяют участие в личном зачете, и на них нет допинг контроля в отличие от международных правил.
В 1966 году было устроено соревнование по инициативе Джо Вейдера, на котором встретились самые лучшие спортсмены. Первым счастливчиком из них оказался Лари Скотт, после чего начался новый отсчет в истории бодибилдинга, потому что эти соревнования стали самыми престижными и популярнейшими в мире.
В 60-х годах культуризм получил новую звезду бодибилдинга – Арнольда Шварценеггера, сделавшим великолепную карьеру как в спорте, в кинематографе, так и в политической жизни Америки. Он стал знаменитым благодаря многочисленным победамам в соревнованиях и своим ролям в фильмах-боевиках. При президенте Джордже Буше он занимал пост председателя совета при президенте по вопросам физической культуры и спорта. В настоящее время Арнольд Шварценеггер – сенатор штата Калифорния.
Еще в 50-х Джо Вейдер опубликовал статью, в которой были некоторые предсказания. Он писал, что темпы современной жизни станут причиной роста физических и душевных заболеваний, и человечество будет вынуждено признать важность систематических физических упражнений, которые дадут силы в борьбе с индустриальным миром. Одним из основополагающих принципов культуризма является искусство восстановления, значение которого будет неуклонно возрастать на фоне роста каждодневных нагрузок. Мир поймет, насколько необходимо развитие мышц, чтобы в нем устоять, и культуризм будет распространяться, как он писал, «со скоростью урагана». Принципы культуризма станут принципами правильного образа жизни: регулярность тренировок, правильное питание и восстановление сил. Джо Вейн предсказывал в этой статье монополистическую роль культуризма в мире спорта, когда культуризм станет необходимой предпосылкой для участия в любом спортивном состязании. Только те, кто будет заниматься культуризмом, будут в состоянии вести полноценную и счастливую жизнь. Заключил автор свою статью убежденными строками о том, что человеческая цивилизация получит определяющую силу в своем развитии в виде культуризма, и это станет средством ее спасения.
В то время подобные высказывания казались всего лишь напыщенным преувеличением даже для самих культуристов, однако сегодня все эти предсказания обрели актуальность.
Согласно исследованиям было установлено, что культуризм является превосходным профилактическим средством против следующих болезней: дефицита кровотока; остеопороза (повышают прочность костей), артритов (улучшают подвижность суставов); психических заболеваний за счет снятия стрессового напряжения; заболеваний сердечнососудистой системы; диабета и импотенции. Спортивные занятия могут предотвратить потерю мышечной массы за счет стимуляции мышц; они способствуют сохранению иммунной системы благодаря устойчивости к стрессам; помогают избавиться от неблагоприятных последствий родов, снижают жировую массу и, тем самым, снижают риск раковых заболеваний.
В наши дни культуризм занимает почетное место среди всех видов спорта. На индустрию культуризма работают исследовательские коллективы и целые отрасли промышленности. Этот вид спорта пропагандируется многочисленными изданиями и публикациями научных изысканий. Во всем мире работает огромное множество специальных спортивных учреждений. Разнообразные красочные шоу с участием культуристов пользуются неизменной популярностью среди широких масс населений.
Уникальность культуризма состоит в том, что он позволяет гармонично и комплексно развивать все тело, а не отдельные группы мышц как в других видах спорта. Из арсенала бодибилдинга спортсмены по другим видам спорта берут множество упражнений для развития тех или иных мышц тела. Еще одним преимуществом этого вида спорта является то, что им могут заниматься люди любого возраста и пола. Этот вид спорта в состоянии решить множество проблем физического, психического и душевного характера. Упражнения культуризма направлены не только на улучшение фигуры, они делают нас физически сильнее и выносливее, уравновешивают состояние духа, придают уверенность и спокойствие, меняют характер и даже взгляды на жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий